РУС ENG
Логин
Пароль

Главная страница / Русская версия / Пресс-центр / Публикации

Рельсы «шелкового пути» (06.08.2003)

Вчера первый заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша отбыл в Иран. В ходе его четырехдневного рабочего визита будут обсуждены вопросы развития международного транспортного коридора «Север – Юг», который весьма перспективен. Но предстоит еще много согласований. Например, в отношении тех же портовых сборов на Каспии. Но заинтересованность торгово-промышленных кругов ряда стран в меридиональных перевозках между Азией и Европой настолько велика, что они объединяются и становятся ини-циаторами смелых проектов.

Cоглашение о международном евро-азиатском транспортном коридоре «Север – Юг» становится мощным стимулом развития транзитных перевозок в Прикаспийской зоне.

Возвращение на это направление грузов, которые сегодня ушли на другие маршруты, целесообразно хотя бы потому, что сроки их доставки, например, на маршруте из Индии в Россию по сравнению со следованием через Суэцкий канал сокращаются в 1,5 раза – с 45 до 30 суток. Кстати, объем российско-иранской торговли за последние шесть лет вырос в пять раз и оцени-вается в миллиард долларов в год.

Общепризнанно, что Прикаспийский регион был и остается важнейшей товаропроводящей артерией между странами Европы и Азии. Общий потенци-ал коридора «Север – Юг» оценивается величиной 25 – 30 миллионов тонн гру-зов в год. И его освоение необходимо понимать не только в узком смысле организации перевозок грузов с Севера на Юг и с Юга на Север. Прикаспийские транспортные пути, относящиеся к этому коридору, следует широко использо-вать и для перевозки грузов в юго-восточном и юго-западном направлениях. В этом особенно заинтересованы предприятия России, Казахстана, Туркмениста-на и Азербайджана.

Первый заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин на одном из совещаний отмечал, что МПС России придает большое значение развитию транспортных связей стран Индийского океана и Персидского залива с использованием транспортного коридора «Север – Юг». Он позволит эффек-тивно реализовать геополитическую и геоэкономическую стратегию в обширном регионе. Коридор будет способствовать развитию добычи нефти и других природных ископаемых в зоне Каспийского бассейна, а также быстро реагиро-вать на новые тенденции в экономике стран Персидского залива и Индийского океана.

Об интересе к транспортному коридору «Север – Юг» свидетельствует и создание новой транспортно-экспедиционной компании «АзияЮГ Транзит». Ее учредителями выступили представители самых разных стран. С нашей стороны – торгово-промышленные палаты республик Дагестан, Калмыкия и Астраханской области. От зарубежных организаций – торгово-промышленная па-латы Азербайджана и Алма-Атинская торгово-промышленная палата Казахстана. Компания уже имеет свои представительства в Иране и Индии, налажено взаимодействие с транспортниками Грузии.

Возможности партнеров, в первую очередь для привлечения грузопото-ков на железнодорожный транспорт, полностью отвечают интересам МПС. Такую позицию обозначил министр путей сообщения Геннадий Фадеев, говоря о совместных проектах с крупным бизнесом на встрече с президентом Торгово-промышленной палаты РФ Евгением Примаковым, которая состоялась 21 марта 2003 года.

Немаловажен и экологический аспект. Дело в том, что стоимость биоре-сурсов Каспийского моря сопоставима со стоимостью его нефтяных богатств. Поэтому следует очень осторожно подходить к использованию мощного тан-керного флота для перевозок нефти. Одна авария крупного танкера может на-нести значительный ущерб биоресурсам. Использование железнодорожного транспорта является важной альтернативой таким рискам.
Это отвечает и государственным интересам стран Прикаспийского ре-гиона. Поэтому вполне реально быстрое развитие контейнерных и других сухогрузных перевозок по Каспийскому морю через порт Махачкала, а в перспекти-ве и порт Оля, а далее по железной дороге.

Транспортная стратегия освоения Евро-азиатского коридора «Север – Юг» должна основываться на создании института операторов, способных организовать перевозки грузов с участием различных видов транспорта в нескольких странах на конкурентной основе. Это будет выгодно всем участникам международного транспортного коридора.
Евгений СОТНИКОВ, доктор технических наук, профессор.

Источник: газета "Гудок"

тел.: +7 (8512) 444-181
+7 (8512) 306-595
эл. почта: mail@mtpo.ru
Морской торговый порт Оля О порте Бизнес-пользователям Контактная информация
(с) 2007 Все права защищены. ОАО "Морской Торговый Порт Оля"
При использовании материалов с сайта ссылка на mtpo.ru обязательна