РУС ENG
Логин
Пароль

Главная страница / Русская версия / Пресс-центр / Публикации

Ключ к транзитному потоку (10.08.2002)

Транспортный коридор «Север–Юг» позволит России зарабатывать миллиарды долларов
В тот день стояла обычная для астраханских степей жара. Наверное, по-этому при виде хранилищ для нефти вспомнился фильм «Белое солнце пусты-ни». В такой же большой железной «бочке» красноармеец Сухов прятал от бан-ды Абдуллы подопечных ему женщин Востока. Но если в кино резервуары стояли на берегу Каспия, то эти – у самой матушки Волги. Здесь, недалеко от Астрахани, в селе Ильинка, находится нефтебаза №3. Она, а также малоизвест-ный морской порт Оля должны стать базовыми объектами международного ко-ридора «Север – Юг».

Соглашение об организации этой транспортной артерии (ТК-9) между Россией, Ираном и Индией уже ратифицировано Федеральным собранием и подписано Президентом РФ. Желание участвовать в проекте выразили еще 17 государств. Подсчитано, что от транзита грузов по этому маршруту наша стра-на ежегодно будет получать до 6 миллиардов долларов.
По международному коридору контейнеры из Индии, Ирана и некото-рых других сопредельных государств пойдут в Северную Европу. Сейчас эти грузы совершают путешествие через Суэцкий канал. Это и дорого, и долго. А новый путь через порт Оля делает доставку одного контейнера на 400 – 500 долларов дешевле, а время транспортировки – на 15 – 20 дней короче. Если ко-ридор заработает на полную мощность, грузопоток по нему достигнет 150 мил-лионов тонн в год.

В ближайшие пять лет в районе Каспийского бассейна значительно воз-растет добыча нефти. Предполагаемый объем должен составить около 5 мил-лионов тонн в год. А с учетом того, что наши соседи Казахстан, Туркмения и Азербайджан тоже планируют увеличение нефтедобычи, эта цифра будет еще больше. Исследования, проведенные совместно с акционерным обществом «Астрахань-ЛУКойл – Нефтепродукт», показали, что перевалка нефти и про-дуктов ее переработки с морских судов на железную дорогу достигнет 10 мил-лионов тонн.

В этой связи огромная роль в перевозке грузов по коридору «Север – Юг» отводится Приволжской магистрали, и в частности Астраханскому транс-портному узлу. Они имеют сегодня неплохой потенциал. Но чтобы междуна-родные грузы не обходили нашу страну стороной, сделать предстоит немало.

В первую очередь нужно построить комплекс для перевалки нефти и нефтепродуктов на железнодорожный транспорт. Для этого планируется ис-пользовать именно нефтебазу №3. Здесь уже есть емкости для хранения свет-лых и темных нефтепродуктов (сейчас они пустуют), причальные стенки для приема морских судов, трубопроводы. Рядом жилой поселок, развитая сеть ав-тодорог.

Раньше нефть с базы отправляли танкерами. По Волге, Каме и Оке она шла в центральные регионы России. А когда заработает транспортный коридор «Север – Юг», поступающие сюда из Казахстана и других соседних республик нефтепродукты будут перегружать в цистерны и отправлять по железной доро-ге.

В июле прошлого года механизированная колонна № 105 БСК – ЮГ на-чала строительство 14-километровой железнодорожной ветки от станции Тру-сово до базы. За это время удалось завершить практически все земляные рабо-ты. Земляное полотно готово полностью, а на половине участка уже уложена рельсошпальная решетка. Расстояние, казалось бы, небольшое, но без мостов в дельте Волги, конечно, не обойтись. Здесь их четыре, и сейчас специалисты ас-траханского мостоотряда заканчивают укрепление и покраску пролетных строений.

Цистерны с нефтепродуктами, прибывающие на базу по железной доро-ге, будут поступать на специальную двухстороннюю сливно-наливную эстака-ду, рассчитанную на обработку сразу 50 вагонов. Она входит в состав терми-нального комплекса по перевалке нефти с танкеров на железнодорожный транспорт и наоборот. Тут же возводятся технологическая насосная станция, резервуар для системы пожаротушения, трансформаторная подстанция и дру-гие сооружения.
Строительство комплекса началось в марте этого года по заказу акцио-нерного общества «ЛУКойл-Нижневолжск – Нефтепродукт» и по плану в этом году должно быть завершено. Общая стоимость проекта – около 500 миллионов рублей, но пока по договору с заказчиком предусмотрено выделение только 135 миллионов.

– Если финансирование и дальше будет осуществляться такими темпа-ми, то через два-три месяца деньги закончатся и мы будем вынуждены остано-вить все работы, – говорит начальник строительства – заместитель генерально-го директора волгоградского АОЗТ «Строительный комплекс» Василий Криворотов. Он показывает нам главные объекты стройки.
Бетонные конструкции будущей эстакады на территории нефтебазы уже установлены, и теперь готовятся перекрытия. Тут же ведутся земляные работы для прокладки специального коллектора. В него нефть должна сливаться из цистерн и с помощью насосов под давлением поступать в хранилища. Рядом установят лафетные стволы для пожаротушения. Поскольку процесс перевалки будет автоматизирован, с помощью специальной техники роют котлован под операторский блок. А недалеко от него готовят место для импортной и очень дорогой, как нам сказали, установки по улавливанию газов.
По расчетам, комплекс будет давать экономический эффект, если в год перерабатывать не менее 4 миллионов тонн нефти. Однако строящаяся эстакада рассчитана на перевалку только 1,2 миллиона тонн светлых нефтепродуктов. А три эстакады для 3 миллионов тонн темных – еще в проекте. Но время-то идет...

Что касается порта Оля, то там активное строительство пока не начина-лось, хотя порт уже получил статус международного. Между МПС России, Минтрансом и администрацией Астраханской области есть только соглашение о долевом участии в разработке технико-экономического обоснования строи-тельства 54-километрового железнодорожного пути от порта до станции при-мыкания. 50 процентов затрат должно профинансировать Министерство путей сообщения, 30 – Минтранс и 20 – регион. Оба министра – Геннадий Фадеев и Сергей Франк – подтвердили необходимость дальнейшего развития порта – строительства контейнерного терминала, новых причалов и другой транспорт-ной инфраструктуры.

Безусловно, заинтересована в том, чтобы заработал ТК-9, и Приволжская железная дорога. Это даст ей увеличение грузопотока, а значит, и допол-нительные доходы, новые рабочие места и неплохие перспективы для развития. Сейчас на магистрали активно проводится электрификация, внедряются совре-менные информационные технологии, оптимизируется процесс управления пе-ревозками. Все это позволит повлиять на скорость транспортировки грузов.
Людмила ЗАДВОРЬЕВА, наш спец. корр. Астрахань.

Источник: газета "Гудок", 10.08.2002

тел.: +7 (8512) 444-181
+7 (8512) 306-595
эл. почта: mail@mtpo.ru
Морской торговый порт Оля О порте Бизнес-пользователям Контактная информация
(с) 2007 Все права защищены. ОАО "Морской Торговый Порт Оля"
При использовании материалов с сайта ссылка на mtpo.ru обязательна